[Греч. Μανουήλ, Γεώργιος, Πέτρος, Λέων, Σιώνιος, Γαβριήλ, Ιωάννης, Λέων, Πάροδος καὶ ἕτεροι τριακόσιοι βδομήκοντα πτὰ μάρτυρες] († вскоре после 813), мученики (пам. 22 янв.; пам. визант. 22 и 23 янв.), пострадавшие в Болгарии во время войны с Византией (809-816). Войско болг. хана Крума после долгой осады захватило Адрианополь (813). Согласно хронике Продолжателя Феофана, все жители города во главе с Адрианопольским митр. Мануилом были переселены в Болгарию, где большинство вынуждено было остаться и после мирного договора 816 г., не имевшего статьи об обмене пленными. «Этот удивительный архиерей и его народ хранили на чужбине незыблемой христианскую веру и обратили к истинной Христовой вере многих болгар (этот народ еще не был обращен к благочестию) и повсюду сеяли семена христианского учения, отвращая скифов от варварских заблуждений и приводя их к свету богопознания. По этой причине воспылал на них гневом наследник Крума Мутрагон (Омуртаг.- Авт.) и, когда его попытка заставить их отречься от Христа не увенчалась успехом, предал после долгих пыток святейшего Мануила и многих уличенных вместе с ним мученической смерти» (Theoph. Contin. V 4). Мануил занимал Адрианопольскую кафедру долгие годы, впервые он упоминается в источниках в 787 г. как участник VII Вселенского Собора (Mansi. T. 13. Col. 384).
Согласно Синаксарю К-польской ц. (архетип кон. Х в.), в плен было уведено 40 тыс. чел. Из текста сказания следует, что 4 архиерея и др. христиане были казнены не одновременно, а в Синаксарях под датой 22 янв. объединены разные события, происшедшие в 813-816 гг. В сказании сообщается, что через нек-рое время после смерти хана Крума (апр. 814) был казнен митр. Мануил: его распилили надвое и отрубили руки. Останки священномученика были брошены на съедение псам. Хан Омуртаг (814-831), к-рый продолжил преследования христиан, не желавших отрекаться от своей веры, приказал бить епископов Георгия Девельтского и Петра (кафедра к-рого не указана) жезлами, а затем обезглавить. Никейскому еп. Льву распороли чрево (эта епископская кафедра Никеи, или Никицы, находилась во Фракии, подчинялась Адрианополю - Dujcev, Follieri. 1963. P. 97). Военачальники Лев и Иоанн, а также Гавриил и Сионий были усечены мечом, пресв. Пард побит камнями, а некий Георгий скончался в результате избиений. В заголовке сказания в Синаксаре К-польской ц. указан также Марин, но в тексте он не упоминается. В числе мучеников были и родственники буд. византийского имп. Василия I Македонянина (Theoph. Contin. V 4), а также 14 казненных болгарами христиан (пам. визант. 29 февр.), отказавшихся есть мясо в Великий пост, о к-рых известно из 93-й гл. «Малого катехизиса» прп. Феодора Студита (Sancti... Theodori Studitae prapositi Parva Catechesis / Ed. E. Auvray. P., 1891. P. 220-223).
Кроме того, в месяцеслове греческого Апостола (Sinait. gr. 293, 1053 г.) под 16 марта содержится запись: «Страсть святых мучеников, в Болгарии пострадавших, Давида, Иоанна, Константина, Вардана, Никифора и дружины их» (Лосева О. В. Известие месяцеслова Sinait. gr. 293 1053 г. об одном из событий визант.-болг. войны 809-815 гг. // Империя ромеев во времени и пространстве: Центр и периферия: Тезисы докл. М.; Белгород, 2016. C. 125-127), в которой имя Никифор появляется впервые (первые 4 мученика упом. в службе 23 янв.).
В визант. стишные Синаксари вошли 6 двустиший (посвященных митр. Мануилу, епископам Георгию и Петру, еп. Льву Никейскому, мученикам Гавриилу и Сионию, полководцам Иоанну и Льву, сщмч. Пароду) и краткое сказание. В этой разновидности Синаксарей искажено имя пресв. Парда: он назван Пародом. Сведения из стишных Синаксарей впосл. были включены в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 124-127).
Сказание о мучениках, пострадавших в Болгарии, вошло в слав. нестишные и стишные Прологи (Славяно-рус. Пролог по древнейшим спискам. М., 2010. Т. 1. С. 662; Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2010. Т. 5. С. 60-62). Нестишные Прологи сохранили правильные формы имен мучеников, а в стишных Прологах Лев Никейский назван Леонтием, полководец Лев - Леонтом, Пард - Пародом. В ВМЧ вошли оба сказания (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 409 (1-я паг.)), а в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» содержится сказание из стишного Пролога с ошибочным написанием имен, к-рое утвердилось и в совр. календаре РПЦ (в Четьях-Минеях свт. Димитрия Ростовского указана только память этих святых - Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 405 об.).